Безопасность детей

Дорожная безопасность

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Инновационный подход к организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

1. развитие у воспитанников познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;

2. обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

3. формирование у воспитанников  навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Антитеррористическая безопасность

План мероприятий по антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» на 2024-2025 учеб.год

№ п\п

Первоочередные, неотложные мероприятия

Сроки, дата исполнения

Ответственные

1.

Изучение ст. 2,3,5,9 закона РФ «О

борьбе с терроризмом»

2 раза в год

Заведующий,

завхоз

2.

Обеспечение пропускного режима

на территорию ДОУ

постоянно

Охранник, сторожа,

завхоз

3.

Обеспечение внешней безопасности (наличие замком на воротах, исправность звонков, замков на входных дверях и

ограждениях участка для прогулок детей, дежурство)

постоянно

Завхоз

4.

Приказ о назначении ответственного за пропускной

режим работы ДОУ

Начало года

Заведующий

5.

Проведение инструктажа по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, детей в условиях повседневной

деятельности.

2 раза в год и по мере необходимости (внеплановый)

Завхоз, старший воспитатель

6.

Инструктаж по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.

2 раза в год и по мере

необходимости (внеплановый)

Завхоз, старший воспитатель

7.

Инструктаж по действиям при поступлении угрозы террористистического акта по телефону, при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде, по действиям при захвате террористами

заложников.

2 раза в год и по мере необходимости (внеплановый)

Завхоз, старший воспитатель

8.

Размещение информации по

антитеррору на сайте ДОУ

По мере

необходимости

Старший

воспитатель

9.

Осмотр территории на наличие посторонних и подозрительных

предметов. Проведение проверок

Ежедневно: утром, перед

прогулками

Завхоз, воспитатели

групп, дворник,

на предмет обнаружения бесхозных

вещей и предметов на объекте или в непосредственной близости от него.

сторожа, вахтер.

10.

Ежедневные осмотры помещений и

территории

ежедневно

Завхоз

11.

Организация встречи с

представителем УВД

По согласованию

Старший

воспитатель

12.

Постоянное содержание в порядке

подвальных помещений и запасных выходов ДОУ, которые должны

быть закрыты. Проверка состояния ограждения участка для прогулок, обеспечение контроля за дежурным освещением ДОУ в темное время суток, проверка наличия и исправности средств

пожаротушения.

Постоянно

Завхоз

13.

Проведение практического занятия

по отработке действий с огнетушителем.

2 раза в год

Завхоз

14.

Разработка инструкций и памяток о

порядке действий в случае угрозы совершения террористического акта, информационных плакатов

1 раз в год

Старший

воспитатель

15.

Контроль за исправностью работы

систем АПС

Ежедневно

Завхоз, сторожа

16.

Контроль за состоянием тревожной

кнопки

Ежедневно

Завхоз, сторожа

17.

Анализ работы по

антитеррористичекой защищенности ДОУ

Май

Заведующий,

старший воспитатель

Работа с детьми

№ п\п

Мероприятия

Сроки, дата исполнения

Ответственный

1.

НОД, тематические беседы:

«Какая должен поступать»

«Как вызвать полицию»

«Правила поведения в городском транспорте»

«Когда мамы нет дома»

Согласно перспективного плана

Старший воспитатель, воспитатели

2.

Организация встреч с

сотрудниками правоохранительных

По согласованию

Старший

воспитатель

органов по темам:

«Сущность терроризма»

«Дисциплинированность и бдительность –в чем выражается их взаимосвязь»

3.

Проведение НОД по ОБЖ в

группах

Согласно

календарного плана

воспитатели

4.

Проведение тактико-практических учений по отработке эвакуаций

детей при возникновении ЧС

2 раза в год

Заведующий, старший

воспитатель

5.

Изготовление наглядных пособий

по материалам бесед

Согласно

календарного плана

Воспитатели

6.

Организация выставки детских

рисунков «Чтобы не было беды»

Согласно

календарного плана

Старший

воспитатель, воспитатели

7.

Развлечение «Мы голосуем за мир»

май

Воспитатели,

муз.рук, физ.рук

Работа с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный

1.

Проведение бесед с родителями о

режиме посещения ДОУ

Ежемесячно

Заведующий,

воспитатели

2.

Оформление информационных стендов (папки-передвижки, консультационные папки, памятки,

буклеты)

Ежемесячно

Старший воспитатель, воспитатели.

Ответственный за

антитеррористическую защищенность                                   С.П.Антипенко

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей

Материалы для работы с детьми

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
  2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010

Обеспечение безопасности детей в ДОУ

  1. Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
  2. Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
  3. Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
  4. Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.

Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:

  • металлические двери
  • тревожная кнопка
  • система пожарной сигнализации
  • план эвакуации детей
  • видеонаблюдение

В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

  • семинары
  • вопросы рассматриваются на педагогических советах
  • создана соответствующая развивающая среда
  • разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
  • ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
  • ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара                                                                                                                                                          Пожарная безопасность в детском саду детей
  • Помещения ДОУ должно соответствовать правилам пожарной безопасности, а легкосгораемые конструкции должны быть обработаны средствами огнезащиты. Также помещения должны иметь запасной выход, огнетушители, пожарный уголок с первичными средствами пожаротушения: песком, ведрами, лопатами, баграми. Необходимо систематически проверять работоспособность гидрантов. Персонал должен пройти инструктаж по профилактике пожаров и действиях в случае их наступления. Также должны быть планы помещений со схемами эвакуации. Для детей должны проводиться занятия по правилам пожарной безопасности, использоваться наглядные материалы и плакаты. Периодически необходимо отрабатывать правила пожарной безопасности на практических учебных занятиях с детьми. Желательно, не реже, чем четыре раза в год.
  • В помещение должен осуществляться контроль состояния электрооборудования и электросети, а также кухонных плит и системы вентиляции. Желательно наличие в помещениях ДОУ пожарной сигнализации.

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 мая 2017 г. N 07-2617

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для использования в работе Методические рекомендации для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, разработанные во исполнение пункта 4 Протокола совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 20 февраля 2017 г. N ОГ-П8-37пр.

Возросшая статистика травматизма детей безусловно требует привлечения широкого внимания общественности, проведения работы как с детьми, так и родителями. Департамент просит разместить указанные методические рекомендации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах образовательных организаций и провести просветительские мероприятия с родителями и обучающимися.

Директор Департамента

государственной политики

в сфере защиты прав детей

Е.А.СИЛЬЯНОВ

Приложение

к письму Минобрнауки России

от 19.05.2017 N 07-2617

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

О РИСКАХ, СВЯЗАННЫХ С ДЕТСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ

Введение

В период летнего отдыха у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. При нахождении несовершеннолетних без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

В целях профилактики несчастных случаев и детской смертности от внешних причин в образовательных организациях необходимо проводить информирование родителей о рисках, связанных с детской смертностью, их причинах, типах и способах предупреждения.

Методические рекомендации рассматривают различные аспекты организации и проведения комплекса мероприятий для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью, и могут быть использованы для организации работы с родителями и детьми.

Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие

к увечьям и смерти детей, их причины

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

- ожоги;

- падения с высоты;

- утопления;

- отравления;

- поражения электрическим током;

- дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:

- отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;

- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

- в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

- в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;

- в возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;

- бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

2. Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

- создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

- систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

- организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

- ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

- запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

- обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

- информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избежания несчастных случаев;

- регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

- обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

- обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической

работы с детьми

1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.

2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

3.1. Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

- ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

- запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

- защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;

- избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);

- нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

- находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

- принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

- избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

- не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 - 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

- загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние и вечерние часы;

- приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;

- протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;

- научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

3.2. Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- не оставлять детей без присмотра на высоте;

- объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

- обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений.

3.3. Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

- хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

- давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

3.4. Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

- запретить детям играть в опасных местах;

- объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

3.5. Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

- не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

- разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

- обеспечить его защитными средствами в случае, если ребенок не умеет плавать;

- напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

3.6. Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;

- научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;

- научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;

- обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем - это предупредит основные травмы; требуйте их использования ребенком;

- научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

- запретить кататься вблизи проезжей части;

- научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

3.7. Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

- соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

- научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;

- использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

- научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

- не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей;

- запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

- учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

- соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!

НОРМЫ ГТО

Президент России Владимир Путин предложил возродить существовавшую в СССР программу физической подготовки детей и взрослых ГТО. В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и спортивных организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием «Готов к труду и обороне», или ГТО. Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепления здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе. В программе участвовали граждане страны в возрасте от 10 до 60 лет. Для каждой возрастной группы были установлены соответствующие требования и нормативы физподготовки. Сдача нормативов подтверждалась специальными значками — серебряными и золотыми значками ГТО. Те, кто сдавал нормативы в течение нескольких лет, получали значок «Почётный значок ГТО». В советское время иметь значок отличия ГТО считалось не просто обязательным — престижным. Нет хотя бы одного значка — это уже минус для человека. Однако первую ступень ГТО принято было начинать с учащихся школ, и чаще всего заканчивающих начальную школу. То есть уже через четыре года после выпуска из детского сада.

Мы считаем, что это в корне неверно, и если президент и наше правительство начинают возрождение данной системы, то следует начинать именно с дошкольников. Конечно не с самых маленьких, но все же, пребывание в детском саду — это своеобразная подготовка к сдаче первого этапа ГТО. «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания, у половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, у 30% нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, до 40% призывников не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки военнослужащих», — заявил президент Владимир Путин, передает РИА «Новости». Для решения этой проблемы и укрепления здоровья детей президент Владимир Путин и предложил воссоздать систему ГТО в новом формате с современными нормативами, которые будут соответствовать уровню физического развития ребёнка. Он также заявил о том, что название программе нужно придумать другое, и поручил Минобрнауки и Минспорту заняться её разработкой. Президент также предложил вносить оценку уровня физической подготовки школьника в аттестат и учитывать её при поступлении в вузы. Инициативу Владимира Владимировича снова ввести ГТО уже поддержали депутаты Госдумы, сенаторы Совета Федерации, ректоры вузов, а также ДОСААФ России (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Ребенок начинает движение еще в дородовый период. В животе у мамы он уж двигает руками и ногами. Взрослые смеются, что ребенок растет футболистом. Любая мама знает, что ребенок ДОЛЖЕН шевелиться и двигаться — обратная ситуация повод для беспокойства и обращение к врачу. Это естественно, не зря существует такое понятие, как «Движение — это жизнь.» А дошкольный период — яркое тому подтверждение и фактически непреложная истина. Посмотрим с физической точки зрения, почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят. Физическое развитие ребенка — это, прежде всего двигательные навыки. Например, в два года ребенок уже должен координироваться в пространстве. Если ребенок хорошо управляет своим телом, то ему будет легко осваивать и познавать все вокруг. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики. С большой моторикой связаны движения ребенка, благодаря которым он может передвигаться в пространстве. Сюда относят ходьбу и бег. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Для развития координации движений сензитивным является старший дошкольный возраст. Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п. Этот период — период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии. Существует мнение, что за семь первых лет — ребенок проходит большой эволюционный путь, который наши предки растянули на века и тысячелетия. Именно, в дошкольном детстве закладываются основы и проблемы всего будущего человека. С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием. К примеру, развитие движения рук напрямую связаны с развитием речи. Дело в том, что в коре головного мозга есть зоны, отвечающие, за движения рук, и эти зоны находятся очень близко с зонами, отвечающими за развитие речи. И так повсеместно.

Наша задача не просто сформировать будущего здорового физически и психологически человека, а быть частью системы этого развития. ГТО вполне может справиться с этой задачей, мотивируя родителей и общество, не садить ребенка за компьютер, радуясь, что он в пять уже читает и знает таблицу умножения, но при этом совершенно не состоятелен в социальной сфере. Например, познание напрямую связано с хождением, бегом, поворотами. Сфера познания развивается в движении.

Спросите любого творческого человека, поэта или писателя… очень часто их произведения создаются во время ходьбы. Идет стимулирования деятельности мозга. Замечено, что стихи дети лучше всего запоминают, именно двигаясь, например, по пути из детского сада, легче всего выучить стихотворение, заданное для утренника, чем дома, сидя на стуле. Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие — это принцип естественного воспитания ребенка, и ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора. Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к предстоящим Олимпийским играм, ощутить дух Олимпиады. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России. Но мы забыли упомянуть такой важный элемент дошкольного образования, как недавно объявленный проект ФГОС ДО — Федеральный Государственный Образовательный Стандарт для Дошкольного Образования. Ключевым принципом стандарта объявлено — разность развития ребенка, возврат к игре и развитие высших функций. Игра — это основа жизни ребенка, движение — основа жизни, а вместе, это двигательные игры — то, что занимает примерно 90% времени всей деятельности ребенка дошкольного возраста. А если обратиться к тому, что мы развиваем познавательную функцию ребенка — его любознательность и стремление узнавать и учиться… Вспомним, мы уже останавливаемся на том, что познавательная функция развивается именно через движение, так-же как и речь, и даже художественно-эстетическое развитие. Так что, можем с уверенностью сказать, что ФГОС и ГТО тесно взаимосвязаны друг с другом через дошколят и дошкольное образование в целом.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie